ФОТОГРАФИИ ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ 
Русь православная в фотообъективе паломника

  В ИЗБРАННОЕ - ГОСТИНАЯ - ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ  
   

ГЛАВНАЯ

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ 

ФОТОПАЛОМНИЧЕСТВО

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 
 
 
ПОИСК
в православном интернете
полнотекстовый
поиск по частям слов
Помощь



ФОТОПАЛОМНИК
(Сайт для паломников и путешественников. Сайт для тех, кто путешествует сидя дома, за компьютером.)


    Паломник – богомолец, совершающий путешествие к святым местам.

    Паломничество – хождение верующих к святым местам на поклонение.

        Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий:        

    «В нашей стране, на Святой Руси, издревле была традиция паломничества по святым местам. Наши благочестивые предки имели большую любовь к монастырям, к их святыням, к тем местам, где подвизались угодники Божии, где особенно сильно проявлялась благодать Божия. И наши деды и отцы стремились приобщиться к этой благодати. При этом паломничество совершалось всей семьей, чем укреплялись и семейные узы. И дети, и супруги, и старики вместе молились перед святыми мощами, перед чудотворными иконами, чтобы получить от Бога помощь.
    Но надо помнить, что паломничество – это не развлекательное путешествие и наши благочестивые предки усердно трудились над душой своей, чтобы иметь возможность посетить православные святыни. Чтобы Господь, видя их старание, их труд, их ревность по Боге, простил их согрешения вольные и невольные и дал им возможность исправить жизнь свою, преодолевая все трудности, которые человек испытывает в своей жизни. 
    Мы живем в благодатное время, когда в нашей стране Господь дал нам великую милость: возвращены многие великие святыни нашей Церкви – святые мощи, чудотворные иконы. Открыты во множестве монастыри. И есть у нас возможность посещать эти святыни, чтобы молить Бога о прощении наших грехов и о даровании нам милости Божией и обильной помощи во всякой нашей благочестивой деятельности во славу Божию и на благо Отечества нашего...

     Дорогие братья и сестры! По милости Божией много у нас святынь, которые можем и должны мы посещать, ибо когда мы совершаем паломничество к ним, мы приобретаем много милостей по молитвам тех угодников Божиих, которых мы почитаем в этих святых местах. Потому я призываю вас, мои дорогие чада, чтобы мы продолжали древнюю и благодатную традицию паломничества по святым местам, находя время потрудиться во благо своей души и для исцеления тела. 
    Желаю, чтобы Господь помог вам и ближним вашим найти возможность для такого доброго дела ради нашего спасения».

 

  О ПАЛОМНИЧЕСТВЕ
ПОЛНЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ БОГОСЛОВСКИЙ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    Паломничество - хождение верующих к Святым местам на поклонение, известно еще в глубокой древности.В христианское время паломничество входит в обыкновение в IV в. по примеру св. Елены, которая отправилась для поклонения в сторону, где жил и учил Спаситель, и воздвигла там Крест Господень.
    Паломничество распространилось быстро и вызвало уже в IV в. необходимость в путеводителях по св. земле. Из нравственных соображений паломничество в конце IV в. преследовалось, но вскоре признано было церковью богоугодным делом и широко поощрялось. В западной церкви известны паломничества великие, как например, крестовые походы и путешествия к Святому Гробу и в Рим, и паломничества малые - посещения местных отечественных святынь. С течением времени церковь налагала паломничества как своего рода наказание или эпитимию, а с XIII в. и светские суды Западной Европы приговаривали к паломничеству убийц. В России паломничество в Святую Землю началось уже в XI в., первый русский паломник был дмитриевский игумен Варлаам. В XII в. паломничество было сильно распространено и вызвало принудительные меры церковной власти к воздержанию от паломничества, предпринимаемое верующими для спасения души. Особенно возстает против этого массового паломничества первый русский писатель-паломник Даниил, который находит, что спасение души богоугодными делами возможно и у себя дома. Меры эти не пресекли рвения к паломничеству, многие паломники, странствуя по отечественным святыням, в Иерусалим, Царьград и на Афон, образовали особый тип паломников, известных под именем “калики-перехожаго”, ходивших обыкновенно “дружинами”. Древнерусские паломники заимствовали у западных пилигримов их костюм; проходя многие страны, они слушали массу легенд, которые потом вместе с апокрифической литературой распространяли на Руси.
    Не малое значение в древней литературе играли описания “хождений” в Святую Землю. Первый такой паломник-писатель Даниил-мних, второй - новгородский архиепископ конца XII века. Антоний, побывавший в Царьграде, затем новгородский инок Стефан в 1350 г., в 1370 г. “хождение архимандрита Агрефенья”, второе после Даниила-Мниха описание Святой Земли; за ним следует диакон Игнатий Смолянин, в конце XIV в. посетивший Константинополь, Афон и Иерусалим. Наряду с этими паломниками-писателями стоит и apхиепископ новгородский Василий, написавший послание о земном рае под сильным влиянием путешествия на Восток. К паломнической литератур XIV в. относится “Беседа о святынях и других достопамятностях Царьграда”, изданные Л. Н. Майковым в “Материалах и исследованиях по старинной русской литературе”. С XV в. паломничество становится распространенней, а описания его разнообразней и подробней. Первым писателем этого времени был троицкий иеродиакон Зосима, повторявший в своем описании все, что слышал от других, а часто пользовавшийся и записками паломника Даниила. Из других писателей этого времени назовем: Варсонофия, описавшего два хождения - из Киева в Иepyсалим через Белград, Царьград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск и такое же, но через Белгород, Даммиету, Египет и Синай; купца Василия, современника Варсонофия; Епифания Премудрого; оставившего сочинение: “Сказание Епифания мниха о пути в святой град Иерусалим”, в котором перечисляются все города по пути от Великого Новгорода до Иерусалима и указывают расстояния между ними.
    К концу XV в. в паломничестве заметно изменение, повлекшее ослабление этого движения. Причинами этого ослабления нужно считать взятие Константинополя турками, которые всячески препятствовали проникновению русских в святую землю, а также и то обстоятельство, что, русские, находя только свой народ истинно - православным, свято оберегают себя от чужого влияния и находят святость во внутреннем искании Бога. Благодаря ослаблению паломничества надолго прекращаются и сочинения паломнические, что продолжается до второй половины XVI ст., когда снова возрождается паломничество, по инициативе московского правительства, посылавшего людей на Восток с поручениями или милостынею. К этому времени относятся: “Хождение Трифона Корабейникова” - купца Василия Позднякова, содержащее прекрасное описание Иерусалимских и синайских святынь; “Проскинитарий” Арсения Суханова и хождения Василия Гагары и Иона Маленького. Этот вид паломнической литературы сохранился до XVIII в. Паломники иеромонахи Макарий и Сильвестр заимствовали свои описания из Трифона Коробейникова. о второй четверти XVIII в. паломническая литература меняет вновь свой вид. Теперь описания хождений изобилуют рассказами о личных впечатлениях и рассуждениями о православии и др. К этому времени надо отнести сочинения старообрядческого священника Лукьянова, пешеходца Григоровича-Барского или Василия Киевского, инока Мотронинского монастыря Серапиона и др.
    Конец XVIII в. мало способствовал паломничеству и не оставил значительных описаний. Заслуживают, однако, внимания записки Плещеева и путешествия иноков Саровской пустыни Игнатия и Мелетия.
    Век XIX оставил описания путешествия Бронникова, “Путевые записки братьев Вешняковых и мядынскаго купца Михаила Новикова” и анонимные записки, принадлежавшие Д. В. Дашкову. В это же время совершили паломничество и А. Н. Муравьев, А. С. Норов, архимандрит Леонид, А. В. Елисеев и Т. И. Филиппов с целью изучения Палестины. Благодаря удобству и безопасности путей сообщения, паломничество растет с каждым годом, не изменяется только состав паломников, состоящий по большей части из простонародья, снабжаемого “Православным Палестинским обществом” паломническими книжками. Кроме Палестины совершают паломничество еще на Афон и в итальянский город Бари, где покоятся мощи св. Николая Чудотворца.

Т. II, (Репринтное издание) М.: Концерн "Возрождение", 1992 г.


 
В дорогу!
ПОЧТА
Каталог Православное Христианство.Ру
Hosted by uCoz